?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Не то чтобы я люблю спорить, но нет нет, да влезу в какое-нибудь обсуждение немытой Европы. Утверждается, что в средние века,в разгул религиозного фанатизма и инквизиции люди совершенно не мылись. То есть вообще близко к воде не подходили. В речку не лезли, в баню не ходили. Грязь была нормой, все было засрано как в городах, так и повсеместно. Отсюда мол чума и регулярные эпидемии.
Пишут, что срали буквально по углам, что во дворцах, что в хижинах. В замках срали прямо на головы проходящим внизу. И то, это те, кто добрался до замковых туалетов. Остальные срали за портьерами и гобеленами.
Мне попадались статьи в интернете, где утверждалась, что рыцари срали прямо в латы. Что, улицы средневековых городов и позже, настолько были покрыты нечистотами, что люди использовали специальную обувь и даже ходули!

Мол, известная Европе с давних времен личная гигиена всячески осуждалась и не поощрялась. Что средневековье отличалось совершенным жескачем по теме мытья. Потом стало чуть лучше, но не на много. Горожане загаживали все пространство вокруг своих домов, король и свита загаживали дворцы.
Пишут, что в Версале срали по углам на паркет, в садах и на лестницах...
Только разве что на потолке не срали.

Я живу в Европе, конкретно в Бельгии достаточно давно. Побывала в местных замах и дворцах, а так же в соседних странах. Благо, тут все близко, автобаны скоростные, что способствует путешествиям.
И всегда меня занимал вопрос при посещении исторических мест, ну как, каким образом можно проживая в такой красоте и эстетике все это засирать?
Я стала присматриваться к деталям картин, приглядываться к экспозициям музеев.
При ближайшем рассмотрении оказалось, что они все таки мылись. И по углам во дворцах кучи не откладывали.
А если кто и позволял себе такое делать, то это от собственной невоспитанности. Как и сейчас, некоторые позволяют себе наделать дел в углах общественных и жилых зданий.

Но тема европейского якобы засранства длинная, и за один пост ее не охватить.

Начнем пожалуй с средневековья. С туалетов. Ведь что мы делаем, когда проснемся? Идем в комнату уединения. Я решила взглянуть на строение замка с точки зрения возможности справить в нем естественную нужду.
Ведь, одно дело, когда вы живете в здании, где совершенно негде покакать, а в кустики далеко и высоко, поэтому вам приходится ходить за портьеры. Другое дело, что туалеты таки есть.
Вот, живете вы в современной квартире, у вас есть туалет со смывом. Вы можете ходить туда, а можете в квартире по углам. Куда вы выберете какать?
Или живете вы в частном доме с удобствами во дворе. Совершенно так же, вы можете манкировать сортир и откладывать продукты своей жизнидеятельности где попало.
Но зачем? Зачем по углам, если есть туалет?

Мое «исследование» имеет своей целью показать, что у средневековых жителей была возможность ходить в отхожие места, чистить их, мыть руки, принимать ванны и блюсти гигиену.
Оказалось, что туалеты в замках были. И перефразируя «если звезды зажигают, то это кому нибудь нужно» то можно утверждать наверняка, что если туалеты были, значит кто то ими пользовался.

Вот замок в разрезе. Обратим внимание на одинокую сидящую фигурку. Что делает этот обитатель замка? Справляет естественную нужду.


Вот схемы туалетов. Левый с выгребной ямой, правый наружный




Сам туалет. Не шикарно конечно, однако, для дела сгодится.


Еще схемы внутреннего устройства. Обратите внимание на комнаты уединения.
Можно поиграть в игру на внимательность - найди нужник.












А вот рыцари на природе. И какают, как вы изволите видеть, отнюдь не в латы



Еще туалеты дошедшие до наших дней вместе с замками.











Пишут, что мол воняло. Ну конечно, как еще в туалете такого типа пахнуть может? В общественных туалетах современных городов тоже, знаете ли не розами благоухает. Особенно в привокзальных.
В деревенских деревянных туалетах над выгребной ямой довелось бывать? Как там запашок? А ведь наше время никто не называет засранством.
Причем, как можно наблюдать на этих фото на дырках имелись заглушки. Чтобы не слишком распространялось амбре.






Так же имелись ночные вазы, чтобы не бродить ночью, если припрет, по темным, холодным коридорам. Потом слуги все убирали.
Лично я знаю до сих пор живого человека, которая еще в 21 веке проживала в доме, со специальным туалетным ведром в сенях.
Утром оно выносилось в сортир во дворе.









Если вовремя все выливать и чистить, не копить залежи говна, то вполне себе можно блюсти чистоту.

А то, что в те давние времена существовала профессия золотарь, как бы намекает нам, что все таки чистилось.



Ein Dansker туалет в виде оборонительного сооружения в конвентхаузах Тевтонского ордена в форме эркера или сильно выдвинутой за периметр защиты башни и галереи-хода к ней.

Вот примеры таких туалетов. Нужно так же учитывать, что замки это старинные сооружения. Много воды утекло с тех пор как их построили. И вполне вероятно, что содержимое этих «кабинок» стекало не на головы проходящих, а в лесной массив, что окружал замок. Шли годы, местность изменялась, там, где был непроходимый лес стала туристическая тропа.

Вот и складывается мнение, что падало все прямо на головы.

Схематичное изображение






Туалеты снаружи












Эти фото показывают, что к отправке фекалий в последний путь относились ответственно. По каменным трубам. А внизу все своевременно убиралось.










Туалет был знаком не только феодалам, но и простым пейзанам.

Обратите внимание на небольшую постройку левее от основной хижины.

Это оно и есть, отхожее место.

И в в фермерских домах можно наблюдать предметы для умывания. А в туалет они ходили уличный, чай не баре.





Вот пример туалета выходившего на канал



От туалетов логично перейти к рукомойникам. Посмотреть, а была ли возможность мыть руки в те далекие времена.

Но это тема для следующего поста.


Recent Posts from This Journal

Comments

( 38 comments — Leave a comment )
fslon
Dec. 4th, 2017 02:59 pm (UTC)
Тема заявленного мытья пока не раскрыта! ;-) Ведь раковин то в туалетах не было!
milisen
Dec. 4th, 2017 03:19 pm (UTC)
Это только пока. Следущий пост будет про то, где можно было вымыть руки.
Потом планируется про то, где можно было помыть голову. Потом, где полностью помыться. Про ванны и бани.
Потом, про использование для мытья естественных водоемов и даже фонтанов.
В один пост все про мытье не вставишь. А есть еще современыные инсталяции тогдашних ванно-банных процедур. Про них нужно отдельно писать.
И про устройство средневековых городов. Развенчать миф про модную обувь Chopines, которую приводят в пример, как защищающую от грязи. Хотя это, как сказать тоже самое про лабутены.
Короче говоря, продолжение следует.


laila50
Dec. 4th, 2017 04:10 pm (UTC)
О! Отлично и очень наглядно, спасибо!
В средневековом Лондоне было, как минимум 13 общественных туалетов.
Про грязную Европу, такая же байка, как «Протоколы сионских мудрецов»
Но наши люди любят слушать про " тупыыых американцев", какие они все "тупые"
fotovivo
May. 6th, 2018 07:24 am (UTC)
Мощное вы провели исследование, респект и уважуха!
milisen
May. 6th, 2018 07:33 am (UTC)
Спасибо. Стало просто самой интересно, как же могло так быть, что грязь непролазная стояла. Ведь и сейчас можно прогуляться по старинным улочкам Брюгге, Гента, посмотреть как устроены сливы для дождевой воды. Многие замки открыты для посещения, даже те, в которые еще живут (они обязаны пускать посетителей в определенные дни). Плюс большое колличество жанровой и бытовой живописи тех времен. Где замечаешь всякие мелочи, такие как плиточный пол в домах горожан, мощеные внутренние дворики, обувь, которая почти не отличается от современной, хотя если считать, что все вокруг было в грязи, то должны были ходить в болотных сапогах. А они щеголяли в пуленах и чоппинах.
(no subject) - fotovivo - May. 6th, 2018 07:41 am (UTC) - Expand
peppi_ks
Oct. 11th, 2018 01:15 pm (UTC)
ну так-то все равно получается, что гадили на стены и под стену. Имеет ли значения, что делалось это с высоты
milisen
Oct. 11th, 2018 01:18 pm (UTC)
Ну а что вы хотите в отсутствии центральной канализации? Но профессия золотарь была уже тогда и нечистоты регулярно чистились. Ещё совсем недавно, да и сейчас можно обнаружить места на планете, где туалеты с выгребными ямами. Живут же как то люди, чистят ямы регулярно. Так же и в средние века было.
(no subject) - fon_rotbar - Oct. 11th, 2018 01:54 pm (UTC) - Expand
viatorsta
Oct. 11th, 2018 02:13 pm (UTC)
Вот это класс!
А у них тоже называлось "золотарь"?
И вот ещё есть ряд туалетов, которые в канал. А как же потом они эту воду используют?
1vlasovetz55
Oct. 11th, 2018 03:28 pm (UTC)

... влезу обсуждение немытой Европы. Утверждается, что в средние века,в разгул религиозного фанатизма и инквизиции люди совершенно не мылись. <..... > Грязь была нормой, все было засрано как в городах, так и повсеместно.

В том числе, за немытую Европу вещает
Нарочницкая Наталия Алексеевна, в то же время, приводя в пример руские бани и русскую чистоту. Врёт совершенно осознанно, поскольку сама д. и. н. Но вот выступает единым фронтом с партией, правительством и лично царьком
milisen
Oct. 11th, 2018 03:38 pm (UTC)
Да, я нигде об этом специально не упоминаю, но обычно «засранство Европы» употребляется в сравнении с чистоплотностью славян живших в средних веках. И если про европейское мытье, можно найти большое колличество визуальных подтверждений, таких как иллюстрации в часословах, бытовая живопись, сведения о производстве мыла и колличества бань, то о средневековых русских реалиях нет ничегошеньки. Ни бытовой ни парадной живописи. Одни легенды. Опять, же это не умаляет того факта, что мылись там. Мылись конечно, но и в Европе мылись. И территорию современной России в те времена чума не миновала, тому тоже достаточно свидетельств.
Но то тут, то там обязательно встретишь про европейскую нечистоплотность, особенно меня умиляют статьи, где утверждается, что европейцы не мылись, а подтверждается это изображением дамы на биде. Когда она интимный туалет совершает.
Это тоже самое, как наши потомки будут писать, что мы голову не мыли и иллюстрировать это картинкой с рекламой шампуня.
(no subject) - 1vlasovetz55 - Oct. 11th, 2018 03:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - milisen - Oct. 11th, 2018 03:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - 1vlasovetz55 - Oct. 11th, 2018 04:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - milisen - Oct. 11th, 2018 04:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - 1vlasovetz55 - Oct. 11th, 2018 04:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - milisen - Oct. 11th, 2018 04:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - 1vlasovetz55 - Oct. 11th, 2018 05:41 pm (UTC) - Expand
eujeans
Oct. 11th, 2018 06:16 pm (UTC)
Интересно - они тогда тоже брезгливые были садиться голой попой на общественный трон и в позе орла восседали с ногами на...мм сидушке? Или усаживались поудобнее, по домашнему, с рукописью под лучинку.
milisen
Oct. 11th, 2018 06:19 pm (UTC)
Ну точно не в позе орла. Были же сидения съемные. У простых деревянные, у богатых мягкие. Составляя эту подборку средневековых сортиров я все время вспоминала деревенский нужник моей бабушки. Средневековые- это просто красота и удобство по сравнению.
Они ведь и в церквях сидели, не мучали себя стоянием, извините за такое сравнение.
(no subject) - eujeans - Oct. 11th, 2018 06:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - milisen - Oct. 11th, 2018 06:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - eujeans - Oct. 11th, 2018 08:14 pm (UTC) - Expand
eujeans
Oct. 11th, 2018 06:44 pm (UTC)
Ну, кто-то тоже вдохновился https://ru-royalty.livejournal.com/6787025.html
milisen
Oct. 11th, 2018 06:56 pm (UTC)
Да, очередной миф об отсутствии туалетов иллюстрированный туалетами того времени. Я все время себя спрашиваю, это у меня с логикой плохо или у них. Ну как можно писать об отсутствии туалетов ставя их изображения?
75dc287ea30b451
Oct. 11th, 2018 08:11 pm (UTC)
"В деревенских деревянных туалетах над выгребной ямой довелось бывать? Как там запашок?"

В правильно построенном деревенском туалете - отсутствует. Там строится высокий вытяжной короб вдоль задней стены - ну, как вытяжная труба или там печная труба, только деревянный - и он обеспечивает постоянную тягу: поток воздуха из помещения туалета через дырку, в полость ямы, а потом в эту трубу. По принципу действия чем-то похоже на иранские кондиционеры-бадгиры, тоже создается постоянный поток воздуха, правда, с другой целью.

Другое дело, что сплошь и рядом никто этими тонкостями не заморачивался, так что воняло гадостно, но вот в Костромской и Ивановской областях такие туалеты устраивали прямо в доме, с выходом в них из сеней, и никакого запаха в сенях не было. Интересно, делали ли то же самое в замках, там, где были сборные емкости, а не просто вывод за стену?
milisen
Oct. 11th, 2018 08:19 pm (UTC)
Я помню только неправильно построенные туалеты)). Воняло прилично, сам туалет без изысков- деревянная будка над ямой, мне, городскому ребенку было реально страшно туда заходить.
В средневековье тоже разные люди жили, всех ведь под одну гребенку не причешешь. И туалеты соответственно где удобней, где попроще.
(no subject) - 75dc287ea30b451 - Oct. 12th, 2018 05:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - milisen - Oct. 12th, 2018 05:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mfi - Oct. 14th, 2018 06:57 am (UTC) - Expand
(no subject) - milisen - Oct. 14th, 2018 07:16 am (UTC) - Expand
(no subject) - 75dc287ea30b451 - Oct. 14th, 2018 05:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - carnot69 - Oct. 18th, 2018 06:55 am (UTC) - Expand
vlad_fomich
Oct. 15th, 2018 12:38 pm (UTC)
Миф о "грязном средневековье" родился из-за того, что в Римской Империи каждый уважающий себя город обзаводился центральными канализацией и водопроводом. А после нашествия "варваров" и развала Империи, всё это понадобилось создавать практически с нуля. ИМХО

P.S. Ну и баню устраивать, естественно, проще в лесистой местности, да и плотность населения в Западной Европе всегда была выше, чем в Восточной.

Edited at 2018-10-15 12:38 pm (UTC)
milisen
Oct. 15th, 2018 12:42 pm (UTC)
Это вы все к чему? Что все средневековые изображения бань и разного мытья они исключительно из Восточной Европы?
(no subject) - vlad_fomich - Oct. 16th, 2018 02:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - milisen - Oct. 16th, 2018 02:48 pm (UTC) - Expand
( 38 comments — Leave a comment )

Latest Month

October 2018
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

Powered by LiveJournal.com