milisen (milisen) wrote,
milisen
milisen

Categories:

И все-таки они мылись! Часть четвертая_Частные бани_традиции совместного мытья

Продолжаю, но не заканчиваю про мытье в средневековье.

«Рядом с общественными банями следует упомянуть и о частных, находившихся в домах знатных патрициев. В них часто господствовали те же нравы и тот же тон, как и в общественных, так как и они были прежде всего местами увеселения и любви. «Кто хочет повеселиться, тот устраивает у себя баню», — говорили тогда. Здесь влюбленная парочка могла удобнее всего предаться радостям Венеры и Приапа. В этих домашних банях все ходили совершенно обнаженными.

Этот обычай важен для истории общественных нравов по следующим двум причинам. Во-первых: частная баня была не только интимной комнатой для исключительного пользования членами семьи, сюда прежде всего приводили гостя, присутствуя во время его купания и посылая ему для услужения самую хорошенькую из горничных, и здесь же купались вместе с друзьями, развлекаясь едой, выпивкой, играми и шутками.»

Домашняя ванная, несомненно, более древнего происхождения, чем публичная баня. Она существовала уже в рыцарских замках, и из поэзии миннезингеров явствует, что уже и тогда она служила предпочтительно для культа Венеры. Но до XII в. число их было, по всей вероятности, еще очень незначительно, так как нам известно, что многие князья и государи посещали публичные бани. В XV и XVI вв. по мере роста богатства в среде восходившей буржуазии число домашних ванных все увеличивается и общественная баня посещается уже почти исключительно средним и низшим классами.

Постепенный отказ патрициата и вообще всех имущих классов от пользования публичными банями как публичными домами имел, однако, еще одну причину. Она заключалась не в том, что эти классы обращали все больше внимания на благопристойность и нравственность. Дело объясняется просто тем, что они нашли себе другое место для развлечений. Удовольствия, от которых они добровольно отказывались, переставая посещать бани, они нашли в удвоенном и утроенном количестве в многочисленных курортах, расцветших начиная с XIII в. и становившихся такими же модными и роскошными местами свидания, какими являются и современные курорты.

Отрывок из книги

История нравов

Эдуард Фукс

Вот эти напоминают Мы в восхищении! Московская  портниха, мы все  ее любим за неистощимую фантазию,  держала  ателье и  придумала  страшно смешную  штуку: провертела две круглые дырочки в стене...      — А дамы не знали? — спросила Маргарита.      —  Все  до  одной  знали,  королева,  —  отвечал  Коровьев,  —  я  в восхищении. На природе

Поддай горяченькой Романтическое принятие ванны вдвоем

«Словом, купание было наиболее благоприятным случаем для всех видов галантных похождений. И потому об этой важной и для всякого интересной теме постоянно беседовали, т. е. к практиковавшимся здесь развлечениям принадлежал и разнузданный культ Венеры в словах, жестах и действиях, и он-то и придавал пикантность еде, выпивке и пению. А так как каждое явление подчинено своей собственной логике, то купание очень скоро превратилось из средства укрепления здоровья в удобный случай самого дерзкого и откровенного флирта. Купались уже для того, чтобы иметь возможность поухаживать друг за другом, цель превратилась в средство.»

Отрывок из книги

История нравов

Эдуард Фукс

«Понятно, что перед свадьбой, как перед праздником, люди принимали ванну. Однако в данном случае речь идет не о простом купании ради чистоты, а «о празднестве, составлявшем часть свадьбы, продолжавшейся несколько дней». Даже более: речь идет о кульминационной точке всего свадебного торжества. Это видно хотя бы уже из того, что баня устраивалась обыкновенно лишь после свадьбы, что баня составляла заключительный эпизод свадебного пира. Этим объясняется также поведение молодых и гостей. В сопровождении музыкантов и гостей молодые отправлялись в баню, чтобы там выкупаться. Ради чистоты? Да, конечно, но только между прочим. А главным образом для того, чтобы довести свадьбу до конца среди пения, выпивки и веселья. Все современники единодушно сообщают, что при этом главную роль играли эротические шутки, забавы и игры.»

Отрывок из книги

История нравов

Эдуард Фукс

Ванна за одиноким, холостяцким ужином Я подарю тебе эту звезду

Так как господствовало убеждение, что баня только тогда бывает полезна для здоровья и только тогда имеет целительное действие, когда часто ее посешаещь (обыкновенно два раза в неделю, а в курортах и ежедневно), что необходимо как можно дольше мыться и париться, то появлялась естественно потребность скоротать время беседой и забавой.

Так баня сделалась одним из главных очагов общественного развлечения. А коротали время при помощи пения, музыки, шуток, а так как мылись целыми часами, то и едой и выпивкой.

Надо принять во внимание и то, что помещения, где купались, все равно, была то ли баня, то ли купальня, было в большинстве случаев очень ограниченно и что даже там, где мужчины и женщины отделялись друг от друга перегородками, последние были так низки, что никогда не мешали взорам и очень редко рукам. Что же касается ванн, главной формой купален, то в них мужчины и женщины купались безусловно вместе, что показывает целый ряд рисунков и гравюр.

Домашняя баня представляла часто не более как импровизированное помещение, куда на случай надобности ставили ванну. В домах богатых бюргеров, дворцах знати и церковных сановников ванная комната, напротив устраивалась с большой роскошью: с мраморным полом, драгоценными ваннами, картинами соответствующего содержания, с мягкими подушками на скамьях и т.д.

Домашняя ванная, несомненно более древнего происхождения, чем публичная баня. Она существовала уже в рыцарских замках... Но до XII века число их было еще незначительно, так как нам известно что многие князья и государи посещали публичные бани. В XV и XVI вв. по мере роста богатства в среде восходившей буржуазии, по мере развивавшейся вместе с тем тенденции к более строгому обособлению классов - число домашних ванных все увеличивается, и общественная баня посещается уже почти исключительно средним и низшими классами. Как велико было число домашних ванн, видно из следущей цифры, которой мы и ограничимся: в Ульме в 1483 году кроме общественных бань существовало не менее 168 домашних.

«Дальнейшей ступенью общественных развлечений были публичные бани. Если предлогом для посещения прядильни служил труд, то предлогом для посещения бани служили чистота и здоровье, ибо и в этом случае мы имеем перед собою организованную форму систематического культа Венеры и Приапа. В виде общественных бань эпоха создала, наряду с «пробными ночами» и публичными прядильнями, еще одну возможность откровенного флирта, с той только разницей, что в последнем случае он носил более индивидуальный характер, а в первом — более общий, массовый.

Подобно своеобразной роли, которую играла куртизанка, обычай банной жизни придает эпохе Ренессанса особенно характерный отпечаток. Пристрастие к бане, в Германии восходящее к древним германцам, основывалось на широко тогда распространенном убеждении, что частое и продолжительное посещение бани необходимо в интересах сохранения или восстановления здоровья. Обычай совместного купания обоих полов также восходит к очень ранним временам. Впрочем, обычай почти совершенно обнажаться во время купания имел и свою гигиеническую причину (кроме вышеописанного отношения эпохи к наготе, наиболее ярким выражением которого служил обычай спать без рубашки). По крайней мере этим гигиеническим мотивом постоянно оправдывался обычай полнейшей наготы во время купания.

«Если обычай, служивший первоначально только целям чистоты и здоровья, превратился с течением времени в одну из важных форм культа Венеры, в свою очередь весьма содействовавшего этому обычаю, то это было в природе явления. Так как господствовало убеждение, что баня только тогда бывает полезна для здоровья и только тогда имеет целительное действие, когда часто ее посещаешь (обыкновенно два раза в неделю, а в курортах, конечно, ежедневно), что необходимо как можно дольше мыться и париться, то появлялась, естественно, потребность скоротать время беседой и забавой. Так баня сделалась одним из главных очагов общественного развлечения. А коротали время при помощи пения, музыки, шуток, а так как купались по целым часам, то и едой и выпивкой.»

Отрывок из книги

История нравов

Эдуард Фукс

Про общественные бани будет больше в следующем посте

Tags: И все-таки они мылись!, исторические мифы, принятие ванны, средневековая Европа
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Бельгия, шел 18 день карантина

    Мужчина говорит, что пошёл 18-ый день карантина, всё отлично... Я так рад, что мы с женой вместе Показывает бумажку ПОМОГИТЕ Продолжает…

  • Море и Лес

    Лес для меня как море, а море как лес. В этом году море очень удалось Я думала, что это водоросль Игорь поймал и показал, что это рыбка…

  • Мой роман с американским генералом. часть 5

    Судный день два Аннушка разливает масло и вызывает огонь на себя Приходит момент попоболи у мистера Akinwale Akinnifesi. Сейчас он узнает, что…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments

Recent Posts from This Journal

  • Бельгия, шел 18 день карантина

    Мужчина говорит, что пошёл 18-ый день карантина, всё отлично... Я так рад, что мы с женой вместе Показывает бумажку ПОМОГИТЕ Продолжает…

  • Море и Лес

    Лес для меня как море, а море как лес. В этом году море очень удалось Я думала, что это водоросль Игорь поймал и показал, что это рыбка…

  • Мой роман с американским генералом. часть 5

    Судный день два Аннушка разливает масло и вызывает огонь на себя Приходит момент попоболи у мистера Akinwale Akinnifesi. Сейчас он узнает, что…